В Закон Республики Узбекистан«Об охране атмосферного воздуха» внесены изменения и дополнения
28.
03. 2019
19:09
8726
Янгиликлар

 

В Закон Республики Узбекистан«Об охране атмосферного воздуха»

внесены изменения и дополнения

(ЗРУ-529 от 13.03.2019 г.)

В целях совершенствования системы государственного управления и контроля, а также общественного регулирование вопросов охраны атмосферного воздуха, законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан 30.10.2018 г. принят Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об охране атмосферного воздуха».

  Следует отметить, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Сохранение естественного состава атмосферного воздуха, снижение вредного химического, физического, биологического воздействия на атмосферный воздух , а также правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, общественных объединений и граждан являются основными задачами Закона Республики Узбекистан «Об охране атмосферного воздуха».

Принятый Закон послужит усилению правовых основ охраны атмосферного воздуха и прежде всего направлен на реализацию конституционных прав граждан республики на благоприятную окружающую среду в частности, на чистый воздух и достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха.

В частности, в ст. 2 Закона включена дополнительная норма следующего содержания «Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране атмосферного воздуха, то применяются правила международного договора».

Республикой Узбекистан в настоящее время является стороной Венской Конвенции ООН «Об охране озонового слоя» Монреальского протокола и четырех его поправок по веществам, разрушающим озоновый слой. Республикой активно ведутся работы о целесообразности присоединения Республики Узбекистан к Конвенции ООН «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и Протоколу о долгосрочном финансировании совместной программы мониторинга и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе и других международных договоров.

Отдельно внесены в ст. 4 Закона вопросы по регулированию участия в проведении изучения общественного мнения по вопросам охраны атмосферного воздуха и общественной экологической экспертизы, где расширены права граждан, представителям широкой общественности в данной области, прописана возможность участвовать в проведении изучения общественного мнения по вопросам охраны атмосферного воздуха и проведении общественной экологической экспертизы. 

  В ст. 5 Закона подробно описаны полномочия всех органов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха. В частности, Кабинета Министров Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, органов государственной власти на местах, а также органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций.

  Ранее порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух устанавливался Госкомэкологии, а нормативов предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на него – Минздравом и Госкомэкологии. Теперь ст. 8 Закона порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов, вредных воздействий физических факторов на атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Из Закона исключена ст. 9 касательно регулирования нормативов потребления атмосферного воздуха. В силу особенностей атмосферный воздух распространяется без чётко определённых верхних пространственных границ, непрерывно мигрируя. Состав воздуха непрерывно меняется по причинам, не зависящим от деятельности, осуществляемой в пределах государственных границ Узбекистана.

            Сохранение естественного состава атмосферного воздуха представляется объективно невыполнимым в силу множества факторов, влияющих на естественный состав атмосферного воздуха, в том числе: природного и антропогенного происхождения; трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния; в различных географических зонах естественный состав воздуха объективно различен. Отсутствует учет различных территорий с примерным (нормативным) природным составом атмосферного воздуха. Исходя из этого, не представляется возможным устанавливать нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд согласно статье 9 Закона по нормативам потребления атмосферного воздуха.

Более того, нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, в мировой практике отсутствуют. Также, из текста ст. 11, 13, 25, 26 Закона исключены нормы, связанные с нормированием потребления атмосферного воздуха.

Изменения коснулись и порядка ограничения, приостановления или прекращения вредного воздействия на атмосферный воздух (ст. 13 Закона). В принятом Законе ограничения, приостановления или прекращения вредного воздействия возможно, также в случаях превышение установленных стандартов при эксплуатации автотранспортных средств. Кроме того, к числу органов, уполномоченных принимать соответствующее решение, отнесено и Министерство внутренних дел Республики Узбекистан, которое осуществляет государственный контроль за автомототранспортными средствами.

Статья 19 Закона усилена дополнительными требованиями по предотвращению вредного воздействия на озоновый слой. В частности, учреждения и организации должны соблюдать меры по регулированию использования и применения озоноразрушающих веществ при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества. Также, регулирование импорта или экспорта озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по экологии и охране окружающей среды.

Статьей 24 Закона в обязанности предприятий, учреждений и организаций по охране атмосферного воздуха дополнительно включены: ведение учета озоноразрушающих веществ, не допускать их выброса в атмосферный воздух и осуществлять рециркуляцию; устанавливать нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; принимать меры по снижению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обеспечивать отбор проб и производить замеры для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не допускать сжигания топлива, веществ или смеси веществ, используемых в качестве топлива в местах и (или) устройствах, не предназначенных для его сжигания, а также сжигания материалов и отходов, не являющихся топливом, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных устройств и соблюдением требований законодательства об охране атмосферного воздуха и законодательства об отходах.

Ст. 28 Закона подробно описаны полномочия специально уполномоченных государственных органов. В частности, указано, что в полномочия:

  • Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды входит государственный экологический контроль за состоянием источников загрязнения атмосферного воздуха, исполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства об охране атмосферного воздуха, а также координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления в сфере государственного и ведомственного экологического контроля;
  • Министерства здравоохранения Республики Узбекистан - государственный экологический контроль за вредным воздействием на атмосферный воздух в санитарно-защитных и жилых зонах;
  • Министерства внутренних дел Республики Узбекистан - государственный экологический контроль за автомототранспортными средствами, эксплуатация которых сопровождается вредным воздействием на атмосферный воздух.

 

 

Управление по охране атмосферного воздуха.

Фойдали манбалар