Информация касательно круглого стола, проведенного ННУ «Караван знаний» в режиме конференц-связи совместно с Бюро аналитической журналистики «CABAR Asia»
23.
04. 2020
13:06
5769
News

Информация касательно круглого стола, организованного 18 апреля 2020 года ННУ «Караван знаний» в режиме конференц-связи совместно с Бюро аналитической журналистики «CABAR Asia», расположенного в г. Бишкек (Республика Кыргызстан).

Тема: «Обсуждение вопросов сотрудничества государств Центральной Азии с экологическими центрами в области имеющихся проблем с использованием водных ресурсов, загрязнением воздуха и урбанистики».

Наблюдается ряд комментариев и мнений экспертов из стран Центральной Азии, а также представителей различных СМИ, таких как группы Аuyat.uz, Regnum.ru.

В частности, в этих изданиях говорится, что узбекские власти, в целях сокращения вредных выбросов от транспорта постепенно поднимают уровень качества автомобильного топлива до уровня «Евро-4» и что переход на этот уровень должен был начаться с 1 января 2020 г.

Следует уточнить и внести ясность, что в выступлении У. Абдужалилова – начальника управления по охране атмосферного воздуха Госкомэкологии Республики Узбекистан, было отмечено следующее:

«Для улучшения качественного состояния окружающей природной среды, Республикой Узбекистан принята Концепция по охране окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года, где определены основные приоритетные направления деятельности по снижению негативного воздействия промышленности и транспорта на окружающую среду к 2030 году.

В рамках Концепции предусмотрены беспрецедентные меры по запрету:

– начиная с 1 января 2020 года на ввод новых мощностей по производству моторного топлива экологического класса ниже «Евро-4»;

– начиная с 1 января 2022 года на выпуск для свободного обращения моторного топлива экологического класса ниже «Евро-3», а с 1 января 2023 года – «Евро-4».
 

Это означает, что начиная с 01.01.2020 г. введен полный запрет на ввод новых мощностей по производству моторного топлива экологического класса ниже «Евро-4», а переход в республике на производство моторного топлива, отвечающего экологическому классу «Евро-3», намечен c 01.01.2022 года и соответственно «Евро-4» с 01.01.2023 г.

 

Что касается вопроса загрязнения атмосферы г. Ташкент мелкодисперсными частицами (РМ2,5 и РМ10), о чем сообщалось ранее в различных СМИ, информируем следующее.

В последнее время, информационными ресурсами в сети интернет и такими мировыми издательствами как New York Times, всё чаще упоминается о повышении уровня загрязнения атмосфера г. Ташкента пылью, в частности мелкодисперсными частицами – РМ2,5 и РМ10.

Следует отметить, что данные по уровню загрязнения газетой New York Times получены от «Air Visual», «World Air Quality Index», а также от спутниковых наблюдений.

Сведения об уровне загрязнения атмосферы в г.Ташкенте мелкодисперсными частицами (РМ2,5 и РМ10) размещаются на веб-сайте «Air Visual» на основе данных получаемых в онлайн режиме от единственного измерительного поста с комплектом оборудования по мониторингу загрязнения мелкодисперсными частицами РМ2,5 и РМ10, расположенного на территории посольства США в г. Ташкенте, и индекс загрязнения воздуха на сайте обновляется каждый час.

На показания оборудования, установленного в посольстве США, оказывают сильное влияние такие сиюминутные факторы как порывы ветра или проезд грузового автотранспорта рядом с территорией посольства и имеющие влияние исключительно в районе расположения посольства, в связи с чем считаем, что по показаниям одного поста некорректно оценивать качество воздуха такого большого города, как Ташкент.

Чтобы данные по загрязнению воздуха, в частности мелкодисперсными взвешенными частицами (РМ2,5 и РМ10), в г. Ташкенте были объективными, необходимо создать сеть автоматического мониторинга по всему городу.

В соответствии с нормативными документами, число стационарных постов определяется в зависимости от численности населения, площади населенного пункта, рельефа местности, степени индустриализации и рассредоточения мест отдыха. В городе с населением более 1 миллиона человек устанавливается от 10 до 20 пунктов наблюдения.

 

Справочно:

Согласно РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы», число стационарных постов наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха определяется в зависимости от численности населения в городе, площади населенного пункта, рельефа местности и степени расположения промышленных предприятий.

В зависимости от численности населения устанавливается: 1 пост – до 50 тыс. жителей; 2 поста – 50-100 тыс. жителей; 2, 3 поста – 100-200 тыс. жителей; 3, 5 постов – 200-500 тыс. жителей; 5, 10 постов – более 500 тыс. жителей; 10, 20 постов – более 1 млн. жителей.
 

Центром специализированного аналитического контроля в области охраны окружающей среды Госкомэкологии совместно с представителями Службы «Узгидромет» 29 января 2020 года проведены обследования атмосферного воздуха в районе расположения посольства США (Юнусабадский р-н) на содержание в нем мелкодисперсных взвешенных частиц РМ10, РМ2,5 и общей пыли в 14-ти точках наблюдения.

Результаты проведенных исследований атмосферного воздуха на содержание в нем мелкодисперсных взвешенных частиц РМ10, РМ2,5 и общей пыли показали, что на всех обследованных точках наблюдения превышение установленных национальных нормативов предельно-допустимой максимально-разовой концентрации (ПДК м.р.) для РМ2,5 и РМ10 и общей пыли не зафиксировано.

Также, можно отметить, что не выявлено превышение предельно допустимых норм для мелкодисперсной пыли согласно рекомендациям ВОЗ.

Такие обследования атмосферного воздуха были продолжены и 30 января 2020 года на территории г. Ташкент, в районе расположения 13 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха службы «Узгидромет».

Результаты проведенных исследований атмосферного воздуха на содержание в нем мелкодисперсных взвешенных частиц РМ10, РМ2,5 и общей пыли показали, что на всех обследованных точках наблюдения превышение установленных национальных нормативов предельно-допустимой максимально-разовой концентрации (ПДК м.р..) для РМ2,5 и РМ10 не зафиксировано. Также, можно отметить, что не выявлено превышение предельно допустимых норм для мелкодисперсной пыли согласно рекомендациям ВОЗ.

Вместе с тем, на обследованных точках наблюдения №№ 5, 8, 12 и 13 наблюдались показатели, которые выше чем рекомендаций ВОЗ, где среднесуточные показатели должны составлять до 50 мкг/м3 и годовые – до 100 мкг/м3. Следует отметить, что обследования проводились маршрутно, с перемещением с одного место на другое и данные приведены в максимально разовых концентрациях, и сравнение с нормами рекомендуемыми ВОЗ не совсем будет корректным.

Действительно, по г. Ташкент могут иметь случаи незначительного загрязнения атмосфера взвешенными частицами. Однако, для Узбекистана характерно повышенное содержание взвешенных частиц в атмосферном воздухе, в силу природных особенностей (сухой климат, супесчаные и суглинистые почвы). Аридный климат оказывает существенное влияние на образование взвешенных частиц и их поведение в атмосфере.

В основном, загрязнение атмосферного воздуха пылью (в частности мелкодисперсными частицами – РМ2,5 и РМ10) объясняется поступлением взвешенных частиц от природных источников. Основными природными загрязнителями равнинной территории республики является природные источники эмиссии аэрозолей в атмосферу, как Каракумы и Кызылкумы с их частыми пыльными бурями, а также зона Приаралья с усохшей части Аральского моря, с поверхности которых ветром поднимаются и переносятся с запада на восток большие массы засоленной пыли. Также, эмиссии пылевидных частиц имеют трансграничных характер – поступление пыли, в частности мелкодисперсных частиц с территории сопредельных государств.

 

 

Пресс-служба Госкомэкологии
Республики Узбекистан

 


 

Useful resources